Записки из провинции / История в трех частях и двух фотографиях

 

Часть первая. Фотография первая.
Со старого снимка на меня смотрят две девушки и молодой человек. Серьёзные, чуть настороженные. На обороте подпись: 1941 год, в день ухода на фронт …
На фотографии мой дедушка, Пётр Константинович Подмосковных, 1922 года рождения. Уроженец Рязанщины, член крепкой крестьянской семьи, хороший математик. Он был среди тех мужчин, которые были мобилизованы на фронт в первые годы военного лихолетья.
Сёстры увидят брата только через 12 лет. Отец сына не дождётся.
 
Часть вторая. Фотография вторая.
На снимке семья. Муж и жена, мать жены, две дочурки. 1955 год. Фотография сделана на Брестчине, в деревне Остромечево. Мужчина на снимке – Пётр Константинович.
Какие дороги привели рязанского паренька (уже мужчину) в белорусскую деревню?
Позади были краткое обучение, первый бой, ещё и ещё – шёл страшный 41- год. Под Харьковом молодой боец попадает в плен. В концлагерях он проведёт всю войну. Он никогда не будет рассказывать об этих страшных днях, месяцах и годах. Ни слова.
В 1945 году, освободившись из плена, Пётр Константинович возвращался домой. Остановился на ночлег на хуторе под Брестом. В доме жила вдова с двумя дочерями. Старшая из них, 20-летняя Лида, приглянулась солдату и вскоре была сыграна скромная послевоенная свадьба.
Однако домой Пётр Константинович не написал, не подал весточки, что жив. Почему? Боялся. Страх быть обвинённым в сдаче в плен и предательстве Родине не дал связаться с родными.
Впервые он напишет домой только после 5 марта 1953 года, после смерти Сталина. Однако отец, Георгиевский кавалер Первой мировой, Подмосковных Константин, умер в 1947 году, не дождавшись сына.
Односельчане вспоминали, что дед очень любил чистоту и порядок. Умел работать. А когда он скакал на лошади, то казался цыганом (несмотря на светлый цвет волос).
Часть третья.
Я помню деда худощавым стариком с грустным глазами. Жалею, что в детстве не расспросила о прошлом, о войне. …Хотя вряд ли он стал бы рассказывать об этом даже любимой внучке.
Деда давно нет. И только на портале ОБД Мемориал я нашла скупые строчки: Подмосковных Пётр Константинович, попал в плен  (освобождён).
Со старой фотографии смотрит юноша, вдвое младше меня сегодняшней. Один из тех молодых людей, чью жизнь круто повернула война. Тех, кто никогда не узнал, как бы он жил, кем стал бы, если бы не 22 июня 1941 года. Их судьбы слились в полноводную реку попавших в плен, пропавших без вести, оставшихся на поле боя. Но ведь каждая капелька в этой реке – чья то единственная и неповторимая жизнь.
Возможно, именно память о деде привела меня к изучению судеб рядовых Великой Отечественной войны, моих земляков. Но это уже другая история.
Только почему то в моих воспоминаниях дед предстает не таким, каким я его видела, а светловолосым всадником …

 Статья была написана для СМИ и опубликована.
  • sama-po-sebe 12.03.2016 20:35 #
    +1
    1
    Ой, у меня в архиве таких фото много... И они мне очень дороги - люди на них это мои корни, они меня незримо питают и поддерживают...
    ответить на комментарий
    • Elem, 12.03.2016 20:37 #

      у меня мало - первая вообще чудом сохранилась и действительно чувство ниточки  временной есть
      ответить на комментарий
  • sama-po-sebe 12.03.2016 20:36 #

    Людмила, а в каком районе Брестской области жили Ваши предки?
    ответить на комментарий
    • Elem, 12.03.2016 20:39 #

      Мамина сторона - под Брестом Папина - под Ивановом, в имении рода Достоевских А дедушка - с Рязанщины, недалеко от родины Льва Толстого Брат кстати советует мне написать книгу и личной истории (чувствую почитывает он мои посты). Я отбиваюсь - литератор из меня аховый, но гонорар хочу. Все ж таки корни с родин двух гениев :) Может мне таланта перепадет кроху.
      ответить на комментарий
      • sama-po-sebe 12.03.2016 20:41 #

        А не надо отбиваться. Вычитали современную прозу? Как по мне, из Вас литератор не современных писателей...
        ответить на комментарий
        • Elem, 12.03.2016 20:42 #

          Я современную прозу обхожу дальними дорогами :) Кое чт о читала - не впечатлило Развлекаюсь фантастикой
          ответить на комментарий
          • sama-po-sebe 12.03.2016 20:44 #

            так вот пишите, не сомневайтесь... Да и гонорар - дело хорошее...
            ответить на комментарий
            • Elem, 12.03.2016 20:46 #

              Да, деньги я люблю :)
              ответить на комментарий
      • Dzmitry, 12.03.2016 20:43 #

        пишете вы здорово
        ответить на комментарий
        • Elem, 12.03.2016 20:46 #

          спасибо я пишу как думаю но говорить легче - учитель - сказочник, ничего не поделаешь вчера был урок по концлагерям (оккупационному режиму) - я его уже пару лет веду в состоянии повышенного давления. И сказать надо так, чтоб ПОНЯЛи и не скатиться в лирику и передергивание, а тем более пустой хоррор. Даю рубленные фразы.  И просто чувствую как боль нарастает
          ответить на комментарий
  • olafusion 12.03.2016 20:56 #

    Людмила вы живой укор мне что я не обрабатываю бабушкины рукописи. Моя бабушка Ева было блогер в душе и всё написала пока могла видеть про свою жизнь....а я...((((((
    ответить на комментарий
    • Elem, 12.03.2016 20:57 #

      Написала? Так это супер! Я по крупинкам собираю то, что рассказывали, причем не мне :(
      ответить на комментарий
      • olafusion 12.03.2016 20:57 #

        но у человека которого 3 класса церковно приходской почерк так себе.. тяжело разбират...
        ответить на комментарий
        • Elem, 12.03.2016 20:59 #
          +1
          1
          Это да. Я разбирала письма с фронта написанные не слишком грамотными людьми - по буковкам. Помогало, если проговаривала
          ответить на комментарий
  • marisabel 12.03.2016 22:12 #

    У меня много старых фото 30-40-х годов, где мои предки, бабушка, прабабушка и даже прапрабабушка есть А еще есть аудиозапись, где бабушка рассказывает о том, как началась война, пока она жила в деревне. Но это очень тяжело - прослушать и переписать. Бабушки всего полгода, как нет.
    ответить на комментарий
    • Elem, 12.03.2016 22:22 #
      +1
      1
      Тяжело , если мало времени прошло ... А фотографии советую подписать на обороте - год, кто изображён, ФИО. Это забывается очень, если  не близкие родственники
      ответить на комментарий
      • marisabel 12.03.2016 22:39 #

        У нас все подписано - еще теми людьми, кто изображен на фото)))))
        ответить на комментарий
        • Elem, 12.03.2016 22:41 #
          +1
          1
          У нас только некоторые, мама потом восстанавливала
          ответить на комментарий
  • Sobytiya-Minska, 12.03.2016 22:26 #

    Люблю такие фотографии! Они настоящие !   :))
    ответить на комментарий
    • Elem, 12.03.2016 22:41 #
      +1
      1
      Да. Настоящие - точное слово
      ответить на комментарий
      • Sobytiya-Minska, 12.03.2016 22:41 #

        Не то что сейчас  :)
        ответить на комментарий
        • Elem, 12.03.2016 22:54 #
          +1
          1
          Сейчас эра фотошопа, а не жизни :(
          ответить на комментарий
          • Sobytiya-Minska, 12.03.2016 22:59 #

            И без "Фотошопа" хватает всякой ....... ерунды
            ответить на комментарий
            • Elem, 12.03.2016 23:03 #
              +1
              1
              это плата за доступность фототехники хотя думаю и тогда ерунды хватало просто время отбрасывает ненужное и магия старины действует
              ответить на комментарий
  • annett, 13.03.2016 11:24 #

    здоровский пост! взахлёб читала
    ответить на комментарий
    • Elem, 13.03.2016 13:07 #

      Спасибо. Я старалась когда писала. Отлаживать и переписывать не могу, пишу, что в голову приходит.
      ответить на комментарий
  • diogenzaruba, 13.03.2016 21:03 #

    Проплюсовал. Но вот эта фраза у меня не вызывает доверия. 
    Почему? Боялся. Страх быть обвинённым в сдаче в плен и предательстве Родине не дал связаться с родными.
    Все, бывшие в плену и затем освобожденные, проходили через фильтрационные лагеря. Так что Родина знала, что ваш дед не был предателем.
    ответить на комментарий
    • Elem, 13.03.2016 21:06 #
      +2
      2
      Он прошел проверку. Тут же под Брестом. Но не дал о себе знать семье. А насчет доверия - сори, но историю своей семьи я все - таки знаю лучше вас, не так ли?
      ответить на комментарий
      • diogenzaruba, 13.03.2016 21:08 #
        +1
        1
        Разумеется. Я только отметил, что... 
        Так что Родина знала, что ваш дед не был предателем. 
        ответить на комментарий
        • Elem, 13.03.2016 21:10 #
          +2
          2
          Я сегодня залишне резкая, сори. Просто узнала сегодня об обстоятельствах гибели деда в 1984. Укладываю в голове.  Качаюсь на грани "кесарю кесарево" и "око за око". 
          ответить на комментарий
          • diogenzaruba, 13.03.2016 21:14 #

            Да ничего страшного. )) Не смею расспрашивать о 1984.
            ответить на комментарий
    • Zveroboy, 13.03.2016 21:12 #

      А там "предавать" было некого. Несостоявшегося сапожника и азиата Ёську Джугашвили (сын стада по-осетински) с его империей большевиков? Это не родина...а временное псевдогосударство российских люмпенов. К тому же пленных белорусов и украинцев немцы отпустили. Немцы со славянами не воюют. С тевтонами наша война закончилась 500 лет назад. А это была чисто московская война. Война чингизидов. Пусть и дальше воюют.... 
      ответить на комментарий
      • diogenzaruba, 13.03.2016 21:15 #
        +1
        1
        Привет жирикам всех народов. ))
        ответить на комментарий
        • Zveroboy, 13.03.2016 21:18 #

          Хай..У литовцев "жириков" не бывает. Мои шляхетные предки всегда воевали с Москвой. И в вермахте тоже были. И я этим горжусь.
          ответить на комментарий
          • diogenzaruba, 13.03.2016 21:19 #
            +1
            1
            Жирик живее всех живых! Не обижай себя. ))
            ответить на комментарий
          • Elem, 13.03.2016 21:20 #
            +6
            6
            Бан.  Я потомок тех, "из вогненнай вески". Проще говоря - вон из моего блога
            ответить на комментарий
            • diogenzaruba, 13.03.2016 21:20 #
              +2
              2
              Вы молодец.
              ответить на комментарий
              • Elem, 13.03.2016 21:26 #
                +1
                1
                Направление истории, которым я занимаюсь последние годы - устные воспоминания. Обычных людей. Как раз сейчас идет набор материала о войне, в том числе среди моих пожилых родственников. Нервы голые, хотя изучаю быт, а не геноцид. Когда слушала рассказы о карательных экспедициях ... нескоро решусь на запись. А надо. 
                ответить на комментарий
                • diogenzaruba, 13.03.2016 21:29 #

                  Я коммунист\совок\сталинист. В качестве собеседника не смущаю?
                  ответить на комментарий
                  • Elem, 13.03.2016 21:32 #
                    +3
                    3
                    Нет. Обычно смущаю собеседников я - мне нравится идея коммунизма, но в распаде СССР вижу естественный процесс и вернуться обратно не хотела бы ни в коем случае. Я легко перехожу на белорусский язык вслух и в мыслях, но не считаю необходимым лишаться русского как государственного. Ну и так далее. В истории вижу логические законы, а не справедливо - не справедливо. Но за свой род и свою цивилизацию буду бороться против всех законов. В общем в итоге получаю со всех сторон :)
                    ответить на комментарий
                    • diogenzaruba, 14.03.2016 13:18 #

                      Думаю, что сговоримся. (с) ))
                      ответить на комментарий
                    • diogenzaruba, 15.03.2016 09:37 #

                      Вот вам два фрагмента воспоминаний фронтовиков. 1. В начале сентября 1943 года мой дед (казак, коммунист, атеист) сидел в одном окопе под Смоленском с бывшим дьячком (сыном разорившегося купца) и бывшим дворянином. И все трое поднялись в атаку с возгласом "За Родину! За Сталина!". Двое из них погибли в этом бою. (1992 год) Вопрос: как вы думаете, все ли они были патриотами? 2. Бывший парторг завода ГШМ: "Под Кенигсбергом мы шли в атаку с одними матюками, какие там сталины? О нем никто и не вспоминал, разве что проклинали за умученных родственников... А нам надо умирать, потому как сзади стояли пулеметчики из заградотряда..."   (1992 год) Вопрос: вы верите этому бывшему парторгу?
                      ответить на комментарий
                      • Elem, 15.03.2016 11:01 #

                        Когда я собираю воспоминания то априори верю респонденту. Иначе нечего браться. Но вообще есть методики определения вольной или невольной лжи, нужна видеозапись. В этих случаях верю. Потому что мир многранен. И за Сталина было, и матюки. Больше верю рассказанному неформально, "своим"
                        ответить на комментарий
                        • diogenzaruba, 15.03.2016 11:09 #

                          Тогда привыкните к мысли, что многие из очевидцев и участников вольно или невольно лгут. И в этом не их вина. В данном случае бывший парторг (ровесник моего деда) откровенно врал, начитавшись "перестроечной" литературы. За что и получил по физии от моего деда. Это в возрасте за 70. Еле утихомирил деда.
                          ответить на комментарий
                          • Elem, 15.03.2016 11:15 #

                            Невольная ложь часто вызвана матричной памятью. Но откуда сведения об откровенной лжи, если толькотречь идет не об одном бою? И вопрос: Вы поверите в рассказ аналогичный парторговскому, не совпадающим с вашим мировоззрением, если лн будет исходить от правдивого рассказчика? Или запишете его в лжецы? Еще. Вы называете себя сталинистом. Есть два варианта 1. Любую небелую краску в описании эпохи вы отметаете как ложь. 2. Принимаете сталинскую политику целиком, не прикрывая неудобные места.
                            ответить на комментарий
                            • diogenzaruba, 15.03.2016 11:25 #

                              1. Вы знаете, когда перестали действовать заградотряды? 2. При чем здесь мое мировоззрение, если ложь обычно ломается на документах? 3. "Правдивый рассказчик"? Вы таких встречали? Я - нет, поскольку даже мои деды (их было шестеро братьев по отцу) порой такое несли... )) Особенно чем дальше от войны, тем гуще. И рьяно верили своим выдумкам. 4. Я сталинист и горжусь этим, хотя до 2000 года был отчаянным антисталинистом. Сегодня я приму любой доказанный факт о том времени.
                              ответить на комментарий
                              • Elem, 15.03.2016 11:28 #

                                По второму пункту. Увы документы пишут люди. А что заставило вас сменить точку зрения в 2000?
                                ответить на комментарий
                                • diogenzaruba, 15.03.2016 12:14 #

                                  Разумеется. От берестяных грамот до похоронок. Именно поэтому каждый мечтает прикупить по случаю машину времени. ) Это был длительный процесс, но все же 2000-й стал рубежным. С 1994 года я был членом областной организации "Мемориал", собиравшем материал о репрессированных. И я отказался завизировать акт о нахождении под Чернушкой отделения ГУЛАГа, поскольку даже дети знали, что на этом месте был склад химвеществ. Со всеми атрибутами зоны. ) А к концу 1999-го я имел беседу с бывшим уголовником "на поселении", который обслуживал "узников" лагеря Пермь-36. Там сидели бывшие полицаи, бендеровцы, "лесные братья" и прочая мразь, которых сейчас прославляют, как "жертв сталинизма".  Вот тогда я понял, что всю страну кормят откровенной лажей. И я начал читать материалы со знаком "нейтрально". Кстати, недавно на НТВ прошел опрос среди телезрителей. И вот ответы. "Сталин - кровавый преступник" - 19%. "Сталин - великий руководитель" - 81%. То есть вранье либералов не достигло цели - люди отвергли ложь.
                                  ответить на комментарий
                • Clown, 14.03.2016 14:16 #

                  Воспоминания будут где-то опубликованы?
                  ответить на комментарий
                  • Elem, 14.03.2016 14:25 #
                    +1
                    1
                    Пока в приложении к диплому. А там задумаюсь о чем более серьезном. И записи видео отдаю респондентам. Или их детям.
                    ответить на комментарий
                    • Clown, 14.03.2016 14:49 #

                      Понятно, спасибо. Такие вещи нужно сохранять и переиздавать, чтобы помнили. Вроде 70 лет Победы было, а я ходил по книжным и нигде не увидел переиздания "Я з вогненнай вёскi". Зато Чергинца полно
                      ответить на комментарий
                      • Elem, 15.03.2016 08:47 #
                        +1
                        1
                        Вчера думала отказаться от диплома (проблемы бюрократического характера), но поняла: пусть лучше завал, но я должна его написать. Ради стариков, к которым езжу. Они кстати и "замачивать" мой диплом собираются :))))
                        ответить на комментарий
      • Elem, 13.03.2016 21:19 #
        +1
        1
        Думаю, вам  стоит подучить историю. Комментировать не имеет смысла - вряд ли у вас есть цель знать, что было на самом деле, когда главное - подогнать факты под свою теорию. Смысл действа?
        ответить на комментарий
Ответить автору поста
Elem
1287 постов
Последние комментарии
kalinna
Skazka учора ў 18:28
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}