Записки из провинции / Самое страшное

что я поняла (не узнала - ПОНЯЛА на уровне пропускания через себя) за время изучения своей научной темы (а вы, что не знали, что я такая умная)))

Ланно - серьезно.

самое страшное то, что в белорусских деревнях боялись, бывало,  не так немцев, как своих. Бывших односельчан, ставших полицейскими и вкусившими власти. Не, не так - ВЛАСТИ. Над теми, чья курица когда то в огород забрела. Или у кого сапоги были, а у меня лапти...  И наслаждались властью, упиваясь безнаказанностью. Несло людей.

И второе. Солтысы. Старосты. Во время моих сборов воспоминаний НИ ОДИН респондент не сказал, что солтыс был гадом. Это были крепкие хозяева, авторитетные, на которых война сгрузила ответственность за деревню. И они ее тащили. По-разному. Но тащили. Спасали своих, сдавали - если не могли иначе - чужих (чтоб не положили всю деревню). И заплатили за это после войны.

Это в мире животных выживает сильнейший. В мире людей сильнейший гибнет первым - заслонив других
История
  • Lea, 01.03.2018 21:24 #

    как всегда как и теперь
    ответить на комментарий
    • Elem, 01.03.2018 21:29 #

      да. я теперь по другому стала смотреть на людей и в зеркало ...
      ответить на комментарий
  • Nayana, 01.03.2018 21:30 #
    +1
    1
    Мне про своих бабушка рассказывала
    ответить на комментарий
    • Elem, 01.03.2018 21:38 #

      тоже так?
      ответить на комментарий
      • Nayana, 01.03.2018 21:39 #

        Да, вот как ты пишешь. Что своих боялись больше
        ответить на комментарий
        • Elem, 01.03.2018 21:40 #

          везде так мы как с коллегами начнем обсуждать - жуть
          ответить на комментарий
  • elina, 01.03.2018 21:31 #

    Во время войны моего прадеда, уже старого, убили свои... вероятно, за то, что у него была молотилка, сад, дом и крепкое хозяйство. А может, и сапоги были... не знаю. Не крал, в колхоз не вступал... А когда я ездила у старожилов брать интервью, знали кто, но сказать боялись. Говорят: до обеда в партизанах, после обеда в полицаях. Ай...
    ответить на комментарий
    • Elem, 01.03.2018 21:37 #

      Деревня молчит и да - день и ночь - два разных мира
      ответить на комментарий
  • Glace, 01.03.2018 22:16 #

    Каждый раз, когда читаю посты про Вашу работу, ловлю себя на мысли, что не смогла бы заниматься подобным. Как и не могу смотреть фильмы про войну.
    ответить на комментарий
    • Elem, 01.03.2018 22:18 #

      я сама жалею что ввязалась, но ...
      ответить на комментарий
      • Glace, 01.03.2018 22:23 #

        Столько боли, ужаса, чьей-то ненависти через себя пропускать, как Вы это выдерживаете? 
        ответить на комментарий
        • Elem, 01.03.2018 22:23 #

          уже научилась отрешаться немного раньше было труднее
          ответить на комментарий
  • reformat, 01.03.2018 23:06 #
    +1
    1
    Я слышала тоже от наших ветеранов в школе: "партизан боялись сильно, немцы придут спросят можно или нет, а наши последнее забирают".. потрясло в свое время очень... больно как-то сердцем до сих пор и не понятно.... Вот я про Тоньку (пулеметчицу) из Лепеля часто думаю. жалко до слез., не могу.. ничего не понимаю  в жизни... че-то Набоков вспомнился: "Достоевский" Тоскуя в мире, как в аду, уродлив, судорожно-светел, в своем пророческом бреду он век наш бедственный наметил. Услыша вопль его ночной, подумал Бог: ужель возможно, что все дарованное Мной так страшно было бы и сложно? 1919 г.
    ответить на комментарий
    • Elem, 02.03.2018 06:50 #

      1920-е это тоже годы жуткие.
      ответить на комментарий
  • Lapka, 02.03.2018 06:03 #

    Давно  это знаю.
    ответить на комментарий
    • Elem, 02.03.2018 06:49 #

      я Осознала просто и так жутко стало
      ответить на комментарий
  • daria-boyko, 02.03.2018 06:51 #

    давно не секрет, что все так и было.. партизаны обращались с населением хуже иногда.. это в документах есть, хоть и не столь афишируется. Во время войны, с Наполеоном кстати, с Беларуси бы до тоже самое (из моих выводов по чтению истрии)
    ответить на комментарий
    • Elem, 02.03.2018 06:54 #

      знать из книг одно (не умаляю значения этого знания) а сидеть и слушать свидетеля - совсем другое, глубинное. а если еще и место действия одно .... Как то мы с дочкой слушали как семья приникла к окну и слушала спор немца и полицая - эту семью счас жечь в этом доме или другую однофамильцев. И мы были там же, что и они. Только на 60 лет позже...
      ответить на комментарий
      • daria-boyko, 02.03.2018 08:38 #

        это да, знание и осознание вещи разные, согласна
        ответить на комментарий
  • Clown, 02.03.2018 09:57 #

    Мне интересно было бы расспросить бабушку о войне. Но как только она что-то страшное начинает вспоминать, может сразу сильно расстроится, сразу ей плохо становится, нужно лечь :( Пытаюсь расспрашивать о чём-то нейтральном. Ну, а если уж начинает рассказывать что-то страшное, то стараюсь запомнить, чтобы потом вопросы не задавать.
    ответить на комментарий
    • Elem, 02.03.2018 11:08 #

      Лучше записывать на диктоон. Память штука коварная
      ответить на комментарий
      • Clown, 02.03.2018 12:46 #

        Знаю :( Но у меня диктофона нет, телефон простейший, с собой я его постоянно не ношу в кармане. Да и обычно это просто разговоры оказываются. Сидим, сидим, общаемся, затронем какую-нибудь тему, она вспомнет что-то, я спрошу... А за устройством бежать далеко, да и бабушку послушать хочется просто так.
        ответить на комментарий
        • Elem, 02.03.2018 12:57 #

          тогда можно потом сделать пометки по каким то вопросам. Я столько потеряла материала ценного из-за того, что не записывала - жуть!
          ответить на комментарий
          • Clown, 02.03.2018 12:58 #

            Да, иногда кое-где записывал. Но надо это делать регулярно :) Лучше всего сейчас попробовать сесть и набрать всё, что вспомню, потом дополнять.
            ответить на комментарий
  • Zveroboy, 02.03.2018 16:05 #

    Что бы не вытворяли в прошлом, эти "людзі на балоце", они всегда были убеждены - все делают правильно и притом для всеобщего блага. 
    ответить на комментарий
    • Elem, 02.03.2018 16:08 #
      +1
      1
      так же как и "благородная шляхта з-пад Пинску"
      ответить на комментарий
      • Zveroboy, 02.03.2018 16:16 #

        Вот жеж..ээ...выкрутилась.... Я тут на днях  начал новый сериал смотреть. "Кровавая барыня" называется ( Салтычиха). Осмелюсь заметить, шо подобных шляхцяначак у нас чота не припомню   Это так...экспромтом...наводка на мысль о том, что произошедшее в бел. вёсачках 70 лет назад таки имеет глубокие корни) 
        ответить на комментарий
        • Elem, 02.03.2018 16:19 #

          и при чем Салтычиха к беларуским весачкам? И шляхтянок - изуверок у нас хватало, просто так не прославились а вообще, песня  кошка бросила котят это русский виноват  уже вызывает просто отторжение и желание прекратить диалог Кста, в вольнолюбивых США школьный учитель открыл стрельбу в школе. Представь, как бы ты кидал статейки, если бы это было в России. А так - ((( - это все что можно сказать о твоей позиции
          ответить на комментарий
          • Zveroboy, 02.03.2018 16:25 Комментарий удален автором блога.
  • Zveroboy, 02.03.2018 16:31 #

    Во дает...Школ не было тогда, университетов! Есть же статистика образованности, это же легко проверить! Люди просто не понимали, что творят...некому было объяснить. Это же так просто! 
    ответить на комментарий
    • Elem, 02.03.2018 16:33 #

      за польским часом были школы и гимназии - университеты кто-никто попадал
      ответить на комментарий
      • Zveroboy, 02.03.2018 16:35 #

        Ну и? Примитивно научили писать, читать, считать, чтобы использовать в качестве дешевой рабочей силы с символической оплатой за харчи, чтобы с голодухи не кокнули. А быть человеком не научили. 
        ответить на комментарий
        • Elem, 02.03.2018 16:36 #

          быть человеком учат не в школах даже "европейские университеты" этому не учат и грамотность не показатель
          ответить на комментарий
  • Zveroboy, 02.03.2018 16:50 #

    В Эстонии в то время было людей с высшим образованием в десять раз больше, чем в Беларуси. Поэтому ничего подобного ни в одной деревне не произошло. Где как не в универах, их учили вести себя прилично?  Или тогда с обратного - где в Беларуси простонародье людям прививать тогда были должны золотые правила этики, морали и нравственности? Я уже молчу как рыба о современности... 
    ответить на комментарий
    • Elem, 02.03.2018 16:52 #

      так, стоп. Про высоконравственных эстонских эсесовцев и их золотые правила морали я дискутировать не буду! Мне брезгливо.
      ответить на комментарий
      • Zveroboy, 02.03.2018 16:56 #

        Не понял...Ты пишешь о безобразиях в деревнях. Я вычислил причину - тьма. В Эстонии такой тьмы не было, Зачем приплела "эсесовцев"? Это же совсем другая тема! Это война на фронте, а не в деревне!  В деревне Балтии войны не было!  И соседи жили дружно! 
        ответить на комментарий
        • Elem, 02.03.2018 16:57 #

          слу, мот я и не права но мне поднадоел разговор, в котором ты хаешь родной народ, противопоставляя его другим, разумеется, высокоморальным и ты ды.  Давай останемся каждый при своем мнении
          ответить на комментарий
          • Zveroboy, 02.03.2018 17:03 #

            Конечно, ты не права. И "тутэйшыя" ( по выражению Купалы ) народом в классическом его понимании не были в большинстве своем. Вспомни, в каком году Беларусь была принята в ООН.  В этом и вся причина. Этническая незавершенность называется. Это элементарная этнография. Где же здесь "обхаивание"? Белорусы - исторически самый молодой народ в Европе. 
            ответить на комментарий
            • Elem, 02.03.2018 17:04 #

              Не поняу? в 45 и что??? насчет самого молодого - без комментариев ждя ответа по ООН
              ответить на комментарий
              • Zveroboy, 02.03.2018 17:06 #

                Ты же меня чуть не выперла из блога. Ни за что.. Я напуган   Дай мне опомнится...
                ответить на комментарий
                • Elem, 02.03.2018 17:06 #

                  ООН!!! а то заинтриговал
                  ответить на комментарий
                  • Zveroboy, 02.03.2018 17:13 #

                    Чуть позже...хорошего по-немножко   Я хотел вообще то диалог начать с того, что историю "безобразий" нужно начинать с персоналий. При ближайшем знакомстве с биографиями "карателей" уже с первых их шагов по жизни усматривается такое, что мама не горюй...Говоря современным языком, они все поголовно из "социально опасных" семей.  Энтропия института семьи как бы непосредственная причина распада личности. Плюс мощный неблагоприятный внешний фактор и ...понеслось. 
                    ответить на комментарий
                    • Elem, 02.03.2018 17:15 #
                      +1
                      1
                      ясно погуглил и узнал, что Беларусь - одна из первоначальных ОСНОВАТЕЛЬНИЦ ООН Учи матчасть и, сори, напомни, в каком вузе ты получал образование? только не надо многословия - история ООН это как таблица умножения на 7.
                      ответить на комментарий
  • Zveroboy, 02.03.2018 18:54 #

    Еще раз перечитал. Основное заключение: "И наслаждались властью, упиваясь безнаказанностью".  Осталось выяснить: 1. Кто наслаждался и упивался и почему.  2. Почему не наказали до сих пор и кто судьи.  Ну вот, теперь и выходит, что мне нужно восстановление  исторической справедливости и суд над военными преступниками. А тебя я не понимаю...мне пока вот такое крутиться: "поди туда не знаю куда принеси то не знаю что" И все остальным блогершам бабушки нажаловались на свои обиды, а внучки поахали-поохали...на этом дело и закончилось.  В ООН уже поздно вступили...опоздали на 35 лет, поэтому и случилось то, что случилось.  Если хочешь могу сказать куда нужно было вступать, чтобы избежать таких больших потерь. Учился в универе после школы. Биохимик. Потом переквалифицировался. 
    ответить на комментарий
    • Elem, 02.03.2018 19:00 #
      +1
      1
      В ООН уже поздно вступили...опоздали на 35 лет, поэтому и случилось то, что случилось.
       больше вопросов нет желания вести разговор на исторические темы - тоже поймешь почему - велкам без обид - но если ты даже не понял своего косяка, то ... 
      ответить на комментарий
      • Zveroboy, 02.03.2018 19:04 #

        Нет. Вопросы остаются открытыми. Почему испугалась Лиги наций, куда все страны вступили в 1921 году?  Потому что белорусов кто-то туда не пустил. Чтобы наша страна не являлась субъектом международного права и политики. И ее можно было топтать сапогами. Что с удовольствием и делалось. Безнаказанно, как ты и писала. Раз... Какие страны вышли из Лиги Наций в 1936 году а кое кого в 1939 вообще выперли оттуда и по какой причине...ну это.. уже "невыгодная" кое кому история.  Два.   
        ответить на комментарий
        • Elem, 02.03.2018 19:08 #

          Не подделывай ответ)))  еще раз - псевдоисторических споров не будет. 
          ответить на комментарий
          • Zveroboy, 02.03.2018 19:16 #

            Я не историк, аналитик общ -полит. Заметь, угождаю тебе, как могу. Не называя и уклоняясь от того, что ты мне запретила. Почему ты не хочешь преодолеть между мной и тобой соц. общ. нац. класс барьеры? Я ведь открытый и чистый лист. Замкнулась в себе   Вот наш с тобой диалог.  Логика. Девушка: вот видишь, какой ты взял себе большой кусок! а мне оставил маленький.... Парень: а ты как бы сделала?? Девушка: я бы взяла себе маленький!!   Парень: ну тогда чего ты орешь??!! Я тебе такой и дал  
            ответить на комментарий
            • Elem, 02.03.2018 19:18 #

                 ты само совершенство (честно) но быть аналитиком не зная истории ..............в том числе общественно - политических отношений .....................
              ответить на комментарий
              • Zveroboy, 02.03.2018 19:21 #

                Дык вучуся, читаю...Вот Салтычиху досмотрю...ну цикава..что там хотели сказать с высоты 21 века.
                ответить на комментарий
                • Elem, 02.03.2018 19:23 #
                  +1
                  1
                  если заинтересует советую Лето волков - о белорусской деревне в 44 году
                  ответить на комментарий
                  • Zveroboy, 02.03.2018 19:23 #

                    О, спасибо...занес в список.
                    ответить на комментарий
Ответить автору поста
Elem
985 постов
Последние комментарии
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}